Исследование взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков в ходе налогового контроля.


Приветствуем, уважаемый посетитель! На данной странице нашего портала вы сможете отыскать широкий сборник материалов по теме «Наука и молодежь». Для удобства чтения весь материал разделен на части подобно бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В ХОДЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Михневич Н.Ю. студент 5 курса АлтГТУ Научный руководитель Матвеева О. А.

Проблема повышения эффективности системы налогового контроля и управления (СНКУ) актуальна как в России, так и за рубежом. Но в России из-за несовершенства законодательства и нестабильности экономической обстановки она стоит особенно остро. С одной стороны, уклонение налогоплательщиков, от выполнения налоговых обязательств приобрело масштабный характер. С другой, существующие в России технологии налогового контроля недостаточно совершенны. Так, по данным ФНС России, свыше трети выездных налоговых проверок оказываются нерезультативными.

Согласно части первой Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Одной из причин низкой эффективности выездных проверок является малая информированность предварительных (камеральных) проверок и последующих процедур отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Это обусловлено экономической концепцией камеральных проверок, в основе которой лежит принцип «самоначисления» налоговых выплат налогоплательщиков. Здесь открываются широкие возможности реализации различных схем ухода от уплаты налогов, которые трудно выявить при камеральных проверках.

С точки зрения общей теории систем, существующая технология камеральных проверок, состоит из двух основных элементов: налогового отчета и его экспертной оценки.

Имеются недостатки и в действующей технологии выездных проверок. Основными из них являются: большая трудоемкость и длительность проверки, доходящая до 2 месяцев; недостаточный уровень автоматизации и необходимость высокой квалификации инспектора. Известная программа «Аудитор», предназначенная для работы с первичной документацией при выездных проверках, лишь частично устраняет указанные недостатки.

Повышения результативности выездных проверок можно добиться за счет снижения риска в процедурах отбора налогоплательщиков.

Чтобы достичь поставленной цели, требуются анализ тенденции развития технологии, техники и организации СНКУ и проведение исследования, конечными задачами которого являются:

-автоматизация камеральных проверок на базе математических и информационных моделей;

-сокращение трудоемкости аналитической работы при отборе налогоплательщиков за счет ее автоматизации;

-повышение результативности выездных налоговых проверок путем обоснованного отбора налогоплательщиков;

-снижение количества налоговых нарушений за счет повышения качества контрольной работы и выработки у налогоплательщика привычки представлять достоверную информацию, а также полностью и своевременно уплачивать налоги;

-создание условий для содержательного управления контрольной работой налоговых органов за счет использования единой организационной, методической и информационной основы процесса отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок;

-снижение риска коррумпированности сотрудников налоговых органов путем формализации процесса камеральных проверок и отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок и сведения к минимуму вероятности принятия инспектором субъективных решений, а также появления возможности у вышестоящих органов проведения регулярных автоматизированных проверок адекватности этого выбора;


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше