Экономические взгляды М.И. Туган-барановского. Продолжение.


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице нашего портала вы по достоинству можете оценить большое собрание статей по теме «Наука и молодежь». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на части как, например, сделано у стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ны следует искать в отношениях товарного рынка к денежному, в широком смысле слова. С этим высказыванием Викселля Туган-Барановский полностью соглашается и делает вывод о том, что ценность денег предстает перед нами как нечто объективно заданное всей совокупностью меновых отношений. Мы их оцениваем лишь как средство приобресть те или иные хозяйственные предметы. Но сколько именно можно получить хозяйствующих предметов в обмен на заданную сумму денег, это зависит не от нашей воли, а от объективных условий рынка, т.е. от общей конъюнктуры рынка. Конъюнктурная теория денег позволила сделать вывод о возможности регулирования ценности денег в рыночной экономике. Ценность товаров строится на основе сознательных оценок отдельных индивидов, чем государство управлять не может; напротив, ценность денег есть бессознательный стихийный продукт социального взаимодействия, вполне допускающего государственное регулирование, при этом Туган Барановский указывает и на возможный способ регулирования - через регулирование вексельного курса и курса валюты.

Как и для многих других экономистов, вопрос о перспективах капитализма представлял для Туган-Барановского особый интерес. Ответ на этот вопрос он искал в теории циклов и кризисов и в теории стоимости. Что касается теории циклов и кризисов, то Туган-Барановский пришел к выводу, что ограниченность потребления не является непреодолимым препятствием расширенному капиталистическому воспроизводству. Вместе с тем стихийный характер капиталистического производства проявляется в том, что пропорциональность производства постоянно нарушается. При существующем рынке ссудного капитала и банковской системе это ведет к периодическим кризисам. Однако в отличие от Маркса, полагавшего, что при капитализме действует долгосрочная тенденция усиления противоречий, которая проявляется в углублении циклического падения производства и понижающемся движении нормы прибыли, Туган-Барановский считал, основываясь на своей теории, что циклические кризисы преодолеваются и нет тенденции их углубления. В отношении же нормы прибыли он полагал, что на уровне теоретического анализа в силу множественности разнонаправленных и разновеликих по силе факторов, влияющих на норму прибыли, нет возможности выявить какую-либо общую тенденцию движения нормы прибыли. Ошибка Маркса, по его мнению, заключается в том, что, говоря о тенденции повышения производительности труда и связывая ее с ростом органического строения капитала, он в действительности рассматривал случай, когда стоимость произведенной продукции была неизменной. Отсюда и был сделан вывод о тенденции снижения нормы прибыли. В противоположность этому Туган-Барановский полагал, что развитие производительной силы общественного труда имеет тенденцию не понижать, а повышать процент прибыли.

Еще раз рассмотрев схему Маркса, Туган -Барановский придерживался тезиса о том, что труд является основным источником прибыли. Если только предположить, например, вслед за И. Кулишером, что в условиях современного капитализма наряду с трудом рабочего источником прибыли становятся изобретения и нововведения (идея впоследствии была сформулирована Шумпетером), то сомнения Туган-Барановского относительно справеливости одного из основных тезисов марксизма получает дополнительное подтверждение.

Таким образом, в противовес Марксовому тезису о внутренней обреченности капитализма как экономической системы, Туган-Барановский пришел к выводу о жизнеспособности капитализма как системы хозяйства. Более того, он считал, что развитие капитализма является прогрессивным и неизбежным явлением в таких странах, как Россия. Однако это не означает, что Туган-Барановский отказался от критики капитализма. Он критиковал капитализм с социально-нравственных позиций.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше