Инструменты и методы менеджмента предприятий. Продолжение.


Приветствуем Вас на нашем сайте! Вы находитесь на странице нашего сайта вы сможете отыскать большое собрание материалов под общим заголовком «Наука и молодежь». Чтобы вам было удобно читать весь материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у стандартной книги.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

является способность слушать и читать, говорить и излагать свои мысли на бумаге, умение доводить до людей свои мысли и идеи и понимать других людей. На этом основывается умение мотивировать работников, без которых менеджер не может рассчитывать на успех. [2]

Таким образом, инструментом менеджера является информация в виде написанного или произнесенного слова, с помощью которого он организует, направляет и мотивирует людей для эффективного выполнения работы.

Способом и методом в работе менеджера являются образцы поведения, роли, которые позволяют эффективно использовать имеющийся инструмент и достичь поставленной цели. Многообразие поведения менеджера заключается в трех направлениях: непосредственном действии, воздействии на людей и управлении информацией. Ролевой аспект поведения менеджера описан Г. Минцбергом в виде трех основных ролей - по принятию решений, межличностной и информационной. [2]

Наличие трех составляющих работы подтверждается разными ролями, присущими менеджерам, которые представляют собой владение менеджером разными составляющими работы: знанием концепций, умением пользоваться инструментом и собственными намерениями.

На современном этапе развития рыночных отношений в России практика и научная общественность столкнулись с целым рядом новых теоретических и методологических проблем, подходов, экономических категорий и других элементов рыночных отношений. Наиболее важным и менее изученным является стратегический менеджмент, хотя наиболее точные методы мало применимы для стратегических решений. Это в основном количественные методы, которые успешно применимы не в стратегическом, а долгосрочном планировании и оперативных решениях. [3]

В практике смешивание названий понятий приводит к использованию таких методов управления, которые далеко не соответствуют ни стратегическому подходу, ни требованиям внешней среды и будущего окружения предприятия.

Для правильного осмысления стратегических аспектов в менеджменте необходимо прежде всего уяснить, что из трех характеристик стратегического подхода: нацеленность решений на будущее предприятия, признание особой важности этих решений и соответствие требованиям внешней среды - является самым значимым и характерным признаком стратегического подхода. Это последний из названных, а именно соответствие внешней среде. Далее, это соответствие может проявляться в двух формах: либо в пассивной адаптации к изменениям во внешней среде, либо в активном управлении этой средой и сознании для себя в этой среде наиболее привлекательных условий. Оба названных типа поведения предприятия являются стратегическими моделями поведения. Но первый тип поведения может быть реализован с использованием одного из оперативных (по содержанию, но не по времени действия) планов: текущего, среднесрочного, долгосрочного. Такое поведение становится возможным и достаточно эффективным, когда будущая внешняя среда предприятия относительно несложная, слабо изменяемая, а изменения современными методами несложно спрогнозировать. При таком подходе применимы РЭСТ-анализ, SWOT-анализ и другие широко распространенные методы принятия оперативных решений. В отличие от стратегических решений, в центре внимания менеджмента находится внутренняя среда предприятия: цена продукции, ее качество, себестоимость, рентабельность. [1]

Если выбор модели (по условиям окружения) сделан в пользу стратегической модели, предприятие и его менеджеры должны быть готовы к сложной, длительной и дорогостоящей работе в составе конкурентного и портфельного анализа возможностей успешной работы в традиционной (конкурентной) деятельности и в нетрадиционной сфере бизнеса (в ходе портфельного заказа). В использовании этой модели две практические проблемы: информационное обеспечение решений (в условиях значительной неполноты информации) и принятие в этих условиях удовлетворительных решений. Разрешение этих проблем зависит от многих факторов преимущественно внутреннего свойства, т.е. от профессионализма и способностей менеджеров, их «стратегического» опыта, профиля способностей. Можно допустить, что при выборе стратегии возможны два варианта. Во-первых, при ограниченной информа-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше