Некоторые проблемы современной налоговой системы. Продолжение 2.


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице вы сможете найти широкий сборник материалов на тему «Наука и молодежь». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал удобно разделен на разделы как, например, сделано у стандартной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

журнал «Государственная служба», №1, 2004]. Вместе с тем, теневой оборот в 3 - 5 % от легального оборота выступает своеобразной «отдушиной», которая снижает социальную напряженность в силу следующих причин: неофициальный доход облегчает материальное положение малоимущих, неофициальные доходы используются при покупке товаров и услуг в легальном секторе экономики, часть производственных ресурсов после перераспределения возвращается в легальную экономику. Однако этот вывод ни в коей мере нельзя распространять на отрасли народного хозяйства, производящие социально значимую продукцию, а также на естественные монополии в экономике. Здесь необходим оптимальный и действенный государственный контроль.

Таким образом, вместо рычагов приказного и репрессивного характера необходимо внедрять принципы налогообложения, которые с точки зрения экономических интересов предпринимателей создадут условия: при которых нецелесообразно уводить в тень зарплату, обороты и прибыль; и наоборот выгодно будет снижать все, абсолютно все, издержки. В связи с чем, предлагается внести следующие изменения: отменить все платежи и налоги (в том числе Единый Социальный Налог и все платежи в Пенсионный Фонд) - базой для начисления кото рых служит Фонд оплаты труда и различные выплаты и вознаграждения работникам; отменить налог на имущество и возможно другие подобные налоги. В частности для организаций материальной сферы предлагается: вместо отменяемых налогов и платежей ввести Налог на издержки (не единый по величине для всех предприятий, а различный, в зависимости от отрасли). Во избежание злоупотреблений желательно ввести ограничение на размер данных затрат необлагаемых налогом и предложить предприятиям выбор. При определении учётной политики сверхнормативные затраты относить на издержки облагаемые налогом или покрывать за счёт прибыли предприятия. После внесения данных изменений, направление вектора экономических интересов предприятия, в части затрат (снижающих налогооблагаемую базу или наоборот подлежащих налогообложению) при производстве товаров, работ (услуг) развернётся в обратном направлении. Для проработки этих и других вопросов, наверное, целесообразно было бы создать институт, основной задачей которого было бы проведение реального анализа и предоставление прогноза возможных последствий, при принятии тех или иных решений и выработке механизмов по их выполнению. В таком случае можно было бы избежать многих ошибочных решений, а не исправлять уже сделанное, а также сэкономить немалые суммы госбюджета.

Еще одной проблемой, требующей немедленного разрешения, выступает искаженная отчётность большого количества предприятий, а также отчетность, представляемая в налоговые органы краевыми органами статистики. Она не отражает реальный экономический потенциал, положение дел в регионе, так как скрывает возникающие негативные тенденции. А в отдельных случаях, наоборот, стремится подчеркнуть плачевное положение дел в целях получения дополнительных средств из федерального бюджета. Между тем, официальные данные органов статистики используются при налоговом планировании, от качества осуществления которого напрямую зависит финансовое положение государства и его субъектов, как в текущем плановом периоде, так и в более отдаленной перспективе. Причем эта проблема характерна не только для Алтайского края. Если провести сравнение предполагаемых за 2004 год показателей роста российского ВВП (6,7%), инфляции (11,7%) и доходов населения (9%), то напрашиваются неутешительные предположения и выводы. Во-первых, такая большая разница между показателями увеличения объёмов ВВП и роста инфляции наводит на предположения о том, что в стране в 2004 году был спад реального производства товаров, работ (услуг), а рост ВВП в основном обеспечивался ростом цен, то есть увеличением темпов инфляции. Во-вторых, разница между ростом ВВП и доходами населения говорит о том, что в стране больше проедалось, чем вкладывалось в реальное производство. И, в-третьих, при опережающих темпах роста доходов населения над ростом ВВП можно смело утверждать, что доходы населения в 2004 году в очередной раз обесценились. Об этом нетрудно сделать вывод при сопоставлении показателей темпов роста доходов населения и инфляции.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше