Создание «механизма истребования документов о налогоплательщике, находящихся у третьих лиц».


Уважаемый посетитель! На данной странице вы по достоинству можете оценить обширный цикл статей по теме «Наука и молодежь». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал разделен на разделы подобно бумажной книжной продукции.


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Одной из основных форм налогового контроля является налоговая проверка, следовательно, от качества и результативности проводимых проверок зависит эффективность налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами.

Идея переписать Налоговый кодекс и ужесточить правила проведения налоговых проверок далеко не новая. Уже говорилось о необходимости совершенствования процедуры проведения налоговых проверок и мероприятий, связанных с их проведением. Однако эта инициатива оказалась востребованной именно сейчас, когда в результате административной реформы ФНС перешла в подчинение к Минфину.

В рамках совершенствования налогового администрирования Федеральная налоговая служба России разработала для Министерства финансов РФ ряд поправок в Налоговый кодекс, направленных на ужесточение правил налоговых проверок и работы с плательщиками.

Прежде всего, сотрудники налоговой службы предлагают увеличить период деятельности предприятия, после которого государство вправе его проверить. Сейчас этот срок составляет три года, предшествующих году проведения проверки, ФНС же считает нужным увеличить его до пяти лет.

Одновременно с этим ФНС предлагает внести в кодекс поправки, которые увеличат срок хранения бухгалтерских документов: бухгалтеры должны будут хранить такие сведения не четыре года, а шесть. Увеличение периода времени, который может быть охвачен налоговой проверкой, обусловлено как значительным ростом количества налогоплательщиков, так и особенностями исчисления и уплаты отдельных налогов.

В реальной жизни регулярно проверять всех предпринимателей налоговые инспекторы не успевают. Поэтому ежегодно они контролируют только наиболее крупных налогоплательщиков. А на мелкие фирмы с визитом приходят гораздо реже - как правило, раз в три года. Принятие предложенных поправок позволит сотрудникам налоговой службы сконцентрироваться на средних и крупных компаниях, проверяя их чаще и тщательнее, чем сейчас.

Кроме того, ФНС предлагает более четко регламентировать порядок проведения налоговых проверок. Необходимо определить конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе потребовать у налогоплательщиков при проведении проверок. Также предлагается строго ограничить сроки выездных проверок и разрешать продлевать их только в исключительных случаях по строго мотивированным заключениям проверяющих. Предусматривается возможность изъять из Налогового кодекса и норму о том, что в этот срок входит лишь время фактического нахождения инспекторов на территории проверяемого.

Другая идея ФНС - создание «механизма истребования документов о налогоплательщике, находящихся у третьих лиц». Для этого поправки предлагают разрешить проводить инспекторам на территории третьих лиц осмотр документов и предметов, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Особые проверки должны будут проводиться в организациях и государственных органах, обязанных сообщать в налоговую инспекцию сведения об учете налогоплательщиков. В первую очередь это касается банков, структур МВД, регистрирующих граждан по месту жительства, ЗАГСах, ГАИ и регистрационных палатах, ведущих учет транспорта и недвижимости. Причем такие проверки могут длиться до двух месяцев и начинаться без предупреждения. Действующий кодекс допускает привлечение третьих лиц при проведении налоговых проверок только после возбуждения уголовного дела либо по их добровольному согласию.

Такие меры необходимы в первую очередь для проверки обоснованности заявленных вычетов по НДС. То есть для борьбы с мошенничеством при возврате этого налога. Так называемые «встречные проверки» третьих лиц проводят и сейчас, но пока они сводятся к требованиям прислать интересующие документы по почте. Теперь же инспекторы намерены проводить осмотр непосредственно на территории любого предприятия.

В Налоговый кодекс предлагается ввести также понятие "оперативной налоговой проверки", которая будет проводиться в местах деятельности, связанной с приемом наличных денег от покупателей, производством продукции, хранением товарно-материальных ценностей, а также в других местах, связанных с извлечением доходов.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше